Беловский краевед

Методика краеведческой работы


Основы школьного исторического краеведения

Краеведение – это всегда краелюбие, отмечает С.О. Шмидт. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле… его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие.

В 2000-е годы усиливается интерес к краеведческой деятельности. Краеведение освободилось от идеологического давления, направлено на развитие интереса к личности. Основой становится исследовательская деятельность учащихся, восстановление истории небольших поселков, городов, деревень, школ. Больше внимания уделяется устным источникам. Изучается Великая отечественная война, но в данном случае берется «неизвестная война», т.е. акцент на простой боевой судьбе рядового солдата, неизвестным широкой публике сражениям, судьбе военнопленных (как немцев, так и советских солдат) и т.п.

По утверждению К.А. Кабанова, под краеведением мы понимаем научное комплексное изучение локальных объектов, осуществляемое, прежде всего, силами местного населения, своего рода саморефлексию общества, один из способов познания им самим себя и окружающего мира. Всестороннее изучение локальных объектов заключается в познании исторического прошлого края, его географического положения, наличия залежей природных ископаемых, биологических и зоологических объектов и многие другое. Изучение отдельно взятого региона возложено на различные науки, в том числе и на историю.


Необходимая информация при изучении краеведения

Организация краеведческой деятельности учащихся
Основы школьного исторического краеведения
Техника проведения интервью
Термины
Программа описания предметов материальной культуры
Анкета для проведения интервью со свидетелем
Вопросы для интерью с участниками вооружунных конфликтов хх века
Вопросы и познавательные задания по истории населенного пункта
Вопросы и познавательные задания по истории семьи
Вопросы и познавательные задания по истории улицы, дома, памятника
Вопросы и познавательные задания по истории предприятия
Вопросы и познавательные задания по истории школы

Месячник по гражданственности

Важнейшим механизмами формирования гражданственности, реализуемыми образовательными учреждениями, является социально-педагогическая деятельность с молодежью и накопленный опыт в сфере социального воспитания. для россии эта область является достаточно новой. как обособленный, профессиональный вид деятельности, социальная педагогика формируется последние 10-15 лет, но именно она охватывает все необходимые для формирования полноценной личности, сферы жизнедеятельности.

Привлечение подростков к совместной деятельности со старшими членами организации в социальных проектах коллектива школы способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими.

Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых, подбор индивидуальной траектории воспитания личности. это связанно в первую очередь с сильной загруженность учащихся, как в школе, так и на дополнительных занятиях, с элементарной усталостью от занятий, от сидения за партой. необходима организация различных форм и видов деятельности – сочетание двигательной и интеллектуальной нагрузки в процессе воспитания.
Каковы же современные механизмы формирования гражданственности у учащихся образовательных учреждений?
Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки фгос второго поколения
Положение о заочном городском конкурсе исследовательских работ «корнями дерево сильно»
Положение о месячнике по формированию гражданственности обучающихся общеобразовательных школ
Анкета для учащихся

Родословие

Идеальное душевное состояние генеалога-любителя, которое гарантирует ему душевное спокойствие - считать, что генеалогические исследования во многом интересны как процесс, который притом можно продолжать бесконечно – можно даже попытаться найти своих предков до адама или выяснить генеалогическое древо всех людей, носящих вашу фамилию. если вы считаете именно так, то вас не слишком огорчит тот факт, что генеалогия в настоящий момент - хобби, с точки зрения многих ничуть не более увлекательное, чем, например, собирание марок. все найденные родственники и не могут стать вашими единомышленниками, как нет на свете ни одной семьи, все члены которой помешаны на филателии. вы можете надеяться на то, что незначительная часть вновь обретенных родственников захочет участвовать в ваших поисках, часть чуть побольше будет с интересом слушать ваши рассказы, а основная масса будет считать, что вы занимаетесь ерундой. здесь, как и везде, действует общая статистическая закономерность 80 на 20 – 20 процентов людей проявляют 80 процентов интереса к генеалогии.

Как написать родословную (презентация)
Начинать генеалогические исследования собственного рода лучше всего с... скачать/открыть
Советы начинающим генеалогам
Одна из сложностей генеалогического поиска - понять в какой архив обращаться и как сейчас называется город, в котором жили ваши предки, и нередко даже в какой он находится стране. поскольку большинство людей знает своих родственников в начале двадцатого века, за основу берем названия соответствующего периода. города по алфавиту (выше), губернии ниже. скачать/открыть

Общие понятия и термины
Что можно узнать в ведомственных архивах?
Что можно узнать в органах загс
Можно ли узнать свою родословную по фамилии?
Поколенная роспись
Работа с архивами
Родословная хрестоматия.
Обзор программ для генеалогических исследований