Строгановская летопись

ПОВЕСТВОВАНИЕ О СИБИРСКОЙ ЗЕМЛЕ <...> КАК ВЕЛИКОГО ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА НЕБЕСНОЙ ПОМОЩЬЮ, ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВСЕЯ РОССИИ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА СЧАСТИЕМ И ЕГО ГОСУДАРЕВЫХ ИМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ ЯКОВА, ГРИГОРИЯ И НИКИТЫ СТРОГАНОВЫХ УСЕРДИЕМ, А АТАМАНОВ И КАЗАКОВ ЕРМАКА ТИМОФЕЕВИЧА ПОВОЛЖСКОГО С СОРАТНИКАМИ, ДА С ЕГО ДОБЛЕСТНОЙ ДРУЖИНОЙ В 340 ЧЕЛОВЕК ВОИНСКОЙ УДАЧЕЙ И УМЕНИЕМ ГОСПОДЬ БОГ ДАРОВАЛ ТАКУЮ ВЕЛИКУЮ, УКРЕПЛЕННУЮ, МОГУЩЕСТВЕННУЮ И НЕДОСЯГАЕМУЮ ИДОЛОПОКЛОННИЧЕСКУЮ И НЕЧЕСТИВУЮ ЯЗЫЧЕСКУЮ БАСУРМАНСКУЮ ДЕРЖАВУ СОКРУШИТЬ, И ЦАРЯ КУЧУМА МУРТАЗЕЛЕЕВА СЫНА С МНОГОЧИСЛЕННЫМИ ЕГО ВОЙСКАМИ РАЗГРОМИТЬ, И СЫНА ЕГО МАМЕТКУЛА В ПЛЕН ВЗЯТЬ; И КОГДА ТУ СИБИРСКУЮ ЗЕМЛЮ ПРОСЛАВИЛ ГОСПОДЬ БОГ СВЯТЫМ КРЕЩЕНИЕМ И СВЯТЫМИ БОЖЬИМИ ЦЕРКВАМИ, И ПОСТРОЕНЫ БЫЛИ ГОРОДА ПО ВСЕЙ СИБИРСКОЙ ЗЕМЛЕ, А КОГДА НАЗЫВАЛАСЬ (ОНА) СИБИРСКИМ ЦАРСТВОМ


Глава 1.
Глава 2. О строительстве первой крепости Канкора на Пыскорском мысу, где ныне монастырь Всемилостивого Спаса, именуемый Пыскор
Глава 3. О строительстве другой крепости на Орловском мысу, именуемой Кергеден, а сейчас эта крепость зовется Орлов
Глава 4. О строительстве Чусовских городков
Глава 5. О строительстве крепостей Сылвинской и Яйвинской, которые возведены на пути сибирских и ногайских отрядов
Глава 6. Об убийстве русских купцов и промысловиков черемисами и башкирами
Глава 7. О набеге на Чусовую-реку сына сибирского правителя Кучума царевича Маметкула и о захвате в плен русских людей
Глава 8. О приглашении волжских атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, с великой реки Волги в Чусовские городки для защиты от нечестивых
Глава 9. О приходе волжских атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, в Чусовские городки, и с ним четырех атаманов, а войско их и обоз — 540 человек
Глава 10. О втором набеге вогулов на Сылвенский острожек и на другие крепости
Глава 11. Об отправке волжских атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, и служилых людей от Строгановых в Сибирь на сибирского хана царя Кучума Муртазелеева
Глава 12. О нападении пелымского князя на Пермские крепости Канкор и Кергеден, и на Чусовские городки, и на Сылвенский и на Яйвенский острожки
Глава 13. О приходе волжских атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, в Сибирскую землю на реку Тавду, а Тавдою — на Туру
Глава 14. Сказание о царях и князьях Сибирского царства, как и от кого происходит и чего ради называется Сибирью
Глава 15. О снаряжении царем Кучумом сына своего Маметкула на бой против русского отряда
Глава 16. О приходе русского отряда к улусу Карачи. Карача же думным боярином был у царя Кучума
Глава 17. О захвате крепости мурзы Атика
Глава 18. Об убийстве казаков на рыбной ловле под Абалаком
Глава 19. О взятии в плен царевича Маметкула
Глава 20. О нападении князя Сейдяка Бекбулатова сына на царя Кучума
Глава 21. О захвате города Назыма и о гибели Никиты Пана и других
Глава 22. Об отправке казаков к государю в Москву с донесениями об исполнении долга
Глава 23. Об отправке государевых воевод из Москвы в Сибирь
Глава 24. О голоде, случившемся в городе Тобольске
Глава 25. Об отправке в Москву царевича Маметкула, Кучумова сына
Глава 26. Об убийстве атаманов Ивана Кольцова, Якова Михайлова с дружиной их
Глава 27. О захвате и гибели царя Кучума
Глава 28. О приходе Карачи под город Тобольск и о гибели двух его сыновей
Глава 29. О гибели храброго атамана Ермака Тимофеевича с соратниками
Глава 30. Об уходе атамана и казаков в Русь
Глава 31. О приходе царевича Алея Кучумова в город Тобольск
Глава 32. О втором воеводе из Москвы — Иване Мансурове и о возвращении волжских атаманов и казаков, Матвея Мещеряка с соратниками, в город Тобольск
Глава 33. О приходе остяков под крепость и об их кумире
Глава 34. О третьем приводе государевых воевод - Данилы Чулкова с русским отрядом - из Москвы в Сибирь
Глава 35. О приходе князя Сейдяка Бекбулатова сына с большим войском для захвата обманом города Тобольска
Глава 36. О строительстве крепостей и острожков по всей Сибирской земле и о воздвижении святых Божиих церквей
Глава 37. О сборе ясака: как по всей Сибирской земле стал собираться ясак
Диптих храбрых ратоборцев Ермака Тимофеева с соратниками
О первом архиепископе в городе Тобольске и об установлении вечного поминовения казаков

Глава 1.

      Однажды в мирное время дошло до слуха благочестивого царя и великого князя всея России Ивана Васильевича о частых нападениях басурман, которые совершают военные набеги на его, государеву, землю, именуемую Пермью, а его, государевы, города в Пермской земле — постоянная добыча жестокого Кучума-царя; в города и села набеги тех нечестивых безбожников принесли разорение, много насилия и горя.

      Как-то подал Господь Бог мысль благую добродетельному государю царю и великому князю всея России Ивану Васильевичу расспросить своей державы сведущих людей про то Сибирское царство. И приказал государь привести к себе Якова да Григория Строгановых и узнал от них, возможно ли им защитить Пермскую Землю от нападений сибирских людей и когда они ответят на те насилия царю Кучуму. Они же ему, государю, все как есть рассказали, и речь их ему, государю, была угодна, и пожаловал их: приказал предоставить им свободу в том, как охранять Пермскую землю от сибирских людей. И грамоты им свои жалованные дает с его, государевыми, золотыми печатями, как позволительно и как вольно от своих неприятелей, от сибирских татар, и вогулов, и от остяков, и от башкир, и от всех жестоких врагов разными способами защищаться.

вверх

Глава 2. О строительстве первой крепости Канкора на Пыскорском мысу, где ныне монастырь Всемилостивого Спаса, именуемый Пыскор

      В 1558 году, 4 апреля, благочестивый государь царь и великий князь всея России Иван Васильевич пожаловал Григорию Аникиеву сыну Строганову по обоим берегам Камы незаселенные места в 80 верстах ниже Великой Перми: вниз по реке Каме, по правому берегу, от устья Лысьвы-речки, а по левому берегу ниже Пызновекой курьи, — до устья Чусовой-реки. А в тех незаселенных местах, там, где Григорий Строганов выберет место, надежное и хорошо защищенное, он должен построить острог и укрепления возвести, а пушкарей, и затинщиков, и пищальников, и караульных при крепостных воротах приказали для защиты от сибирских и ногайских отрядов тому Григорию найти самому. Да тому же Григорию беспрепятственно разных охочих не тяглых, а свободных людей приглашать в те его, государевы, незаселенные места ив крепость Канкор.

      А грамота государева тому Григорию выдана за подписью дьяка Петра Данилова, по распоряжению окольничего Федора Ивановича Умного, да Алексея Федоровича Адашева, да казначея Федора Ивановича Сукина, да Хозяина Юрьевича Тютина, а распоряжение подписал дьяк Третьяк Карачаров.

вверх

Глава 3. О строительстве другой крепости на Орловском мысу, именуемой Кергеден, а сейчас эта крепость зовется Орлов

      В 1564 году, 2 января, государь царь и великий князь всея России Иван Васильевич изволил дать Григорию Аникиеву сыну Строганову свою государеву жалованную грамоту на те же его угодья, что прежде подыскал. А подыскал он место на Орловском мысу, двадцатью верстами ниже старой крепости Канкора. И тому Григорию (приказано было) своими силами возвести крепость, (у которой) стены печатных саженей по 30 и больше, а в стену, открытую для нападения, снизу, вместо кирпича камень класть, а пищальников и караульную службу в той крепости ему, Григорию, подобрать и содержать самому же, в тех местах в обоих крепостях орудия скорострельные, пушки и пищали на крепостные стены, и ружья изготовить не государевыми мастерами, а (теми), которых Григорий наймет себе по договору, и тот арсенал содержать у себя тому Григорию.

      И государева грамота тому Григорию на ту крепость выдана. Запись на грамоте старшего государева дьяка Юрия Башанина: «Царь и великий князь Иван Васильевич, всея России самодержец». В другом месте запись Сени Непеина: «По приказу государя царя и великого князя всея России Ивана Васильевича». В третьем месте— запись Козьмы Романцова: «Передал цареву и великого князя волю казначей Никита Афанасьевич Фуников по грамоте за подписью дьяка Ивана Булгакова».

вверх

Глава 4. О строительстве Чусовских городков

      В 1568 году, в 25 день марта, государь царь и великий князь всея России Иван Васильевич изволил дать Якову Аникиеву сыну Строганову свою государеву жалованную грамоту на земли от устья реки Чусовой вверх по обоим берегам вплоть до истока и по притокам до (их) истоков. А в тех местах, от Камы вверх по Чусовой — на 80 верстах по правому и левому берегам возвести укрепления для защиты и обороны от сибирских и ногайских отрядов и других кочевников, а для укрепления изготовить скорострельные орудия, пушечки, и пищали для крепостных стен, и ручное оружие, и разные полевые орудия, и всякие осадные приспособления, и различных людей в те укрепления зазывать беспрепятственно — пушкарей, затинщиков, и пищальников, и сторожевой отряд и караульных при крепостных воротах, и разных служилых — пахотных, дворовых <...> и мастеровых людей подыскивать.

      А грамота государева ему выдана за подписью дьяка Дружины Володимерова.

вверх

Глава 5. О строительстве крепостей Сылвинской и Яйвинской, которые возведены на пути сибирских и ногайских отрядов

      В 1570 году по указу благочестивого царя и великого князя всея России Ивана Васильевича Яков Строганов над реками Сылвою и над Яйвою на пути передвижения сибирских и ногайских отрядов выстроил острожки и орудиями скорострельными, и пушечками, и пищалями для крепостных стен, и ручным оружием, и пушкарями, затинщиками и пищальникамй, и караульными при крепостных воротах, да сторожевыми отрядами те острожки снабдил, чтобы тем врагам к государевым городам Пермской земли прохода не было, и для охраны от сылвенских и яренских татар и остяков, чусовских и яйвенских и инвинских и косьвинских вогулов.

вверх

Глава 6. Об убийстве русских купцов и промысловиков черемисами и башкирами

      В 1572 году, 15 июля, по Божьей воле пришли на реку Каму черемисы, а с собой сманили остяков, башкир и буинцев. И вот собралось их множество, и пришли под названные выше крепости Канкор и Кергеден, и убили в тех городках 87 русских купцов. И дошло это известие до Москвы, до государя царя и великого князя всея России Ивана Васильевича, по этому поводу государь царь был очень озабочен и приказал послать Якову да Григорию Строгановым свою царскую грамоту за подписью дьяка Кирея Горина, а указал, чтобы те, собрав своих людей из крепостей, вслед за изменившими государю черемисами, остяками, башкирами и буинцами послали. И те, Яков и Григорий, отыскав в своих крепостях предводителя и передав ему воинский отряд – казаков наемных и своих людей, вслед за изменившими государю послали. Когда те, что были посланы, этих окаянных догнали, то одних перебили, а других в плен взяли, и тех привели к присяге: жить-де им с государем по совести, и быть покорным ему, и подати государю платить, а против непокорных врагов государевых выступать за него, государя, не изменяя. И, заложников у них взяв, увели в свои остроги и в Пермь, к государевым воеводам, отослали.

вверх

Глава 7. О набеге на Чусовую-реку сына сибирского правителя Кучума царевича Маметкула и о захвате в плен русских людей

      В 1573 году, 20 июля, на память святого пророка Ильи, из Сибирского царства, с Тобола-реки, собравшись со многими своими мурзами и уланами, сын сибирского султана царя Кучума Маметкул совершил набег на реку Чусовую разведать дороги, которыми можно пройти с войском к крепостям Якова и Григория Строгановых и в Великую Пермь. И во время того набега те окаянные многих ясачных вогулов и остяков перебили, а их жен и детей в плен захватили. И посол государев Третьяк Чебуков, и при нем служилые татары, которые шли с ним в Казацкую орду, были все перебиты, лишь некоторых взяли в плен. И когда были они от Чусовских городков в пяти верстах, тогда сказали им русские пленники, что-де в городах войска большие собраны, и вас-де они поджидают. И царевич Маметкул, испугавшись этого, повернул назад, а Яков и Григорий без государева приказа преследовать сибирское войско государевыми и своим наемным отрядом, атаманами и казаками, не посмели. А прежде сибирский же султан совершил набег и податных остяков, Чигиря и других, перебил, а некоторых взял в плен, да вокруг Чусовских острожков уничтожил многих. И об этом Яков и Григорий сообщали в Москву благочестивому государю царю и великому князю всея России, чтобы государь пожаловал их, разрешил бы тех беспрепятственно преследовать и защищаться от их притеснений и насилия.

      И государь царь Якова и Григория пожаловал, приказал им выдать свою государеву грамоту: дескать, им в Сибирской земле, за Югорскими горами на Тагчиях, на Тоболе, на Иртыше и на Оби, и на других реках, где есть необходимость охраны, а промысловым людям для ночлега, укрепления поставить с орудиями огнестрельными и содержать пушкарей, и пищальников, и сторожевой отряд (для охраны) от сибирских и ногайских людей и от других кочевников. И вокруг укрепления, у рыбных угодий и на пахотных землях дворы ставить по обоим берегам Тобола-реки, и по притокам, и по озерам вплоть до верховьев, и создавать разные оборонительные укрепления. А те остяки, вогуличи и югра, которые от сибирского султана уйдут, и начнут жить под высокой государевой рукой, и станут государю подати платить, какие смогут, и все те подати у них собирать и посылать к государю в Москву, а тех остяков, вогулов и югру, которые подати платят, и всяких ясачных людей, их жен и детей от набегов сибирских отрядов охранять и притеснения их никакими людьми не допускать. Да Якову же и Григорию, собирая промысловых и своих людей, и остяков, и вогулов, и югру, и самоедов, с наемными казаками и с собственным боевым снаряжением вести военные действия, и брать в плен сибирцев, и приводить их в подданство государю. А если будут в те крепости к Якову и Григорию приходить купцы из бухарцев, калмыков, и казанских татар, и из других земель с какими-нибудь товарами, то с теми вести вольную торговлю, не платя пошлины.

      А грамота государева на те места по сибирской границе за Югорскими горами на Тагчиях, и на Тоболе, и на Иртыше, и по Оби на земли под остроги выдана 30 мая 1574 года за подписью дьяка Петра Григорьева.

вверх

Глава 8. О приглашении волжских атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, с великой реки Волги в Чусовские городки для защиты от нечестивых

      В 1579 году, 6 апреля, Семен, Максим и Никита Строгановы узнали от надежных людей об удали и бесстрашии волжских казаков и атаманов, Ермака Тимофеева с соратниками, которые на Волге, на переправах, ногайцев и ордобазарцев разбивают и грабят и очень удачливо на Волге разбойничают. Послали к ним людей своих с письмом и с многочисленными подарками, а приказали их приглашать к себе честь по чести и на добровольных началах, чтобы шли к ним в Чусовские городки и крепости для защиты их от нечестивых врагов. Атаманы же и казаки очень обрадовались тому, что послы пришли к ним от благородных людей с великими почестями и с подарками и зовут их к себе на помощь. Тогда атаманы и казаки, Ермак Тимофеев с соратниками, Иван Кольцов, Яков Михайлов, Никита Пан, Матвей Мещеряк также со всеми своими атаманами и казаками, собравшись на совет, начали размышлять и советоваться с единодушной и доблестной своей дружиной — идти ли им на помощь к Строгановым или нет. И собрались (они) на устье матушки Самары-реки, на крутом на высоком на бережке, на желтом на чистом на песочке. Не боевая труба протрубила — заговорил атаман Ермак Тимофеевич: «О вы, собратья, атаманы и казаки — донские, яицкие, волжские и терские! Примите решенье, собратья, здравым умом, чтоб нам не промахнуться: коль на Волге нам жить — разбойниками слыть, а на Дону нам жить — казаками быть, а на Яик уйти — путь далек (лежит), а здесь — добычи нет. Да не в шутку нами шуточка сыграна, как разбили мы лодку-коломенку и разграбили казну государеву: из того мушкета немецкого вылетала пулька свинцовая, из того кафтана камчатого вырывала вату хлопчатую — убила посла государева. А шел тот посол в Шевкалы под Астрахань с его, государевою, казною, денежною и пороховою. И коли мы ныне не пойдем к тем знатным людям в помощники, то они о нашем неповиновении будут писать в Москву государю царю и великому князю всея России Ивану Васильевичу, и государь на нас разгневается, велит нас перехватать и по городам разослать, да по тюрьмам рассажать, а меня, Ермака, велит государь царь повесить, потому что великому мужу и честь велика. А если мы государю царю повинную принесем, а этих знатных людей послушаем и к ним на помощь пойдем, то они напишут о нас снисходительные и благоприятные слова государю царю и великому князю всея России Ивану Васильевичу, и государь царь над нами смилостивится и вернет нам долг — вину великую».

      И эта мудрая продуманная речь понравилась многим атаманам и казакам. И начал говорить атаман Иван Кольцов: «Стоит нам пойти на помощь таким знатным людям, а если Господь Бог нас помилует и нечестивых нам Бог приведет к ногам нашим, да Сибирское царство возьмем, и город возведем, и святые Божие церкви воздвигнем и заслужим себе славу вечную и обеспечим себе жизнь вечную и на будущие века. Аминь».

вверх

Глава 9. О приходе волжских атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, в Чусовские городки, и с ним четырех атаманов, а войско их и обоз - 540 человек

      В том же году, 28 июня, на память святых чудотворцев Кира и Иоанна, пришли в Чусовские городки с Волги атаманы и казаки, Ермак Повольский с соратниками. Те же, Семен, и Максим, и Никита Строгановы, приняли их по достоинству и с великим радушием и одарили их подарками разными, пищей и питием угощали их щедро. Атаманы же и казаки обещали им против безбожных агарян стоять неколебимо и охранять их от нашествия иноплеменных.

      По прошествии какого-то времени вогульский князек, объединившись с разными остяцкими (племенами), пришел под Сылвенский острожек внезапно, разгромил и разорил, а многих в плен взял. Когда об этом деле услышали казаки, то вместе с людьми из укреплений погнались за ними вслед, и настигли их на перевале, и вступили в бой, и сразились с безбожными агарянами дерзко и без снисхождения. Так, мужественно противостоя нечестивым, прожили атаманы и казаки в острожках два года и два месяца.

вверх

Глава 10. О втором набеге вогулов на Сылвенский острожек и на другие крепости

      В 1581 году, 22 июля, коварный дьявол, который испокон века враждебен добру в роде человеческом, побуждает жестокого и нечестивого вогульского мурзу Бегбелия Ахтакова с его вогульским и остяцким войском и разными иными отрядами: количеством же их нечестивая рать — 680 человек. И пришли (они) под Чусовские городки и Сылвенский острожек тайно, крадучись, и здесь села и деревни живущих окрест захватили и сожгли, и в плен многих мирян с женами и детьми увели. Но провидец Господь не попустил нечестивых — вскоре над теми безбожниками русские воины из этих крепостей одержали победу: многих около острожков захватили да по тем селениям у бродов многих перебили, а других в плен увели, и мурзу их Бегбелия Ахтакова взяли в плен. А те безбожники, над которыми Бог даровал победу, видя свое поражение, признали свое вероломство и изъявили покорность государю: находиться-де им под государевой высокой рукою и впредь на русскую землю не совершать набегов.

вверх

Глава 11. Об отправке волжских атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, и служилых людей от Строгановых в Сибирь на сибирского хана царя Кучума Муртазелеева

      В 1582 году, 1 сентября, на память преподобного отца нашего Симеона Столпника, Семен, и Максим, и Никита Строгановы отправили из крепостей своих в Сибирь против сибирского султана атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, а с ними отпустили, собрав из крепостей, своих разных служилых вольных людей: литву, и татар, и русских, — отважных и смелых, достойных воинов 300 человек все вместе, сообща; и в том их войске собрались всего 840 человек, смелых и отважных. И отслужив соборные молебны всемилостивому, в Троице восславляемому Богу, и пречистой его Богоматери, и всему небесному воинству, и святым его угодникам, и удоволили их вознаграждением и в различные доспехи облачили их вооружением — пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их, и проводников, знающих тот сибирский путь, и переводчиков с басурманского языка им дали и отпустили их в Сибирскую землю с миром. И те атаманы, и казаки вместе с наемными людьми приняли от них прощение, и Христа ради отдали друг другу последнее целование, и пошли в стругах своих против сибирского султана полк за полком на освобождение Сибирского царства: место просветить и изгнать варвара, не знающего Бога.

      И вот атаманы и казаки пошли вверх по Чусовой-реке до устья речки Серебряной: шли (они) 4 дня и дошли до сибирской дороги через волок. И здесь, на волоке, земляное укрепление возвели и назвали его Ермаков Кокуй-городок. И от этого места казаки перебирались волоком 25 верст на реку же, называемую Жеравли. И по той реке пошли вниз, и когда вышли на реку Тагил, то Тагилом попали в Сибирскую землю, а от этого места (река), став великой, называется уже Турой.

      Новое чудо промыслом Бога-создателя: в Сибирской земле вода горы неприступные размыла и разрушила, и прошла сквозь них, как по рукаву. А на горах растут деревья огромные, высокие, крепкие, полезные — сосны, и кедры ливанские, и разные плодоносящие деревья, своими вершинами касаются облаков небесных. А в этих лесах звери разные дивные: одни используются в пищу человеку, другие же — для украшения одежд. Те, которые годятся на еду, — чистые, такие, как лось, олень, изюбрь и подобные им, а которые идут на украшения одежд, те такие, как соболь, бобр, лисица и (им) подобные. С этих же гор берут начало большие и быстрые реки, в них вода прозрачная, и крупной, очень вкусной рыбы множество.

      А в той Сибирской земле, вдоль тех больших рек, лежат долины широкие и дубравы зеленые. А по тем долинам и дубравам живут разные неверные племена, не знающие Бога, закона его не понимающие, но придерживающиеся закона Магомета, поклоняющиеся идолам и жертвы приносящие кумирам. А различные народы: татары, остяки, калмыки, самоеды, Пегая орда и другие многие неизвестные народы — каждый имел своего собственного правителя.

вверх

Глава 12. О нападении пелымского князя на Пермские крепости Канкор и Кергеден, и на Чусовские городки, и на Сылвенский и на Яйвенский острожки

      В то самое время вероломный и не знающий Бога пелымский князь сильным гневом исполнился, а сверх того звериной злобой оказался охвачен, и замыслил коварное и злое дело в сердце своем, и начал зло с хитростью свивать, а была тому безбожному уготована мука вечная. Тогда этот вероломный, собрав свой отряд числом 700 человек, и призвал с собой отважных и смелых и мужественных мурз и уланов Сибирской земли с большими войсками. Он же, злобный, принудил (идти) с собой сылвенских и косвенских, яренских, инвенских и обдинских татар, остяков и вогулов, вотяков и башкир. И когда пришли они огромным войском к пермским крепостям и под Чердынь, то те поселения разорили и сожгли, да и на стены города беспощадно обрушились, и город едва не взяли. Но всемогущий Бог не попустил нечестивым, и (они) вскоре из тех мест ушли под крепость Канкор, и тому большой урон нанесли. А оттуда нечестивые пришли под Камское Усолье и здесь села, и деревни, и посады сожгли, а многих людей в плен взяли; а оттуда пришли к крепостям Канкору и Кергедену; а оттуда пошли к Чусовским городкам. И на Чусовские городки, нечестивые напали внезапно и живущих вокруг них христиан в плен взяли и перебили, а окрестные поселения и обжитые места выжгли, и очень много натворили бед, и многих в плен увели. Волжских же атаманов и казаков не было тогда в городе, когда приходил вероломный и неверный пелымский князь с войском, так как отправились в том году против сибирского султана, как и говорилось выше.

      Оставшиеся в живых жители в крепостях и в острожках после жестоких притеснений вероломных и неверных татар с трудом смерти избежали не своими усилиями, но с Божьей помощью и после того многие муки терпели от притеснений нечестивых. А те Семен, и Максим, и Никита Строгановы со своими неустрашимыми и доблестными людьми, призвав себе в помощь всемилостивого, в Троице славимого Бога и пречистую Богоматерь, и всех заступников перед Богом и праведников его, выступили отважно и единодушно против неверных, и стояли против нечестивых до изнеможения, и бились с ними твердо и отважно, и те и другие погибали. Когда безбожные узнали достоверно, что русский отряд пошел войной на Сибирское царство, то сильно испугались, и так с Божьей помощью эти нечестивые варвары оказались побеждены: пленников русских у этих нечестивых отбили всех, а сами нечестивые отступили с позором, словно голодные псы.

      И об этом нападении пелымского князя писал государю царю и великому князю всея России Ивану Васильевичу воевода Василий Пелепелицын из Чердыни: дескать, приходил пелымский князь с большим войском и Пермскую землю опустошил и разорил, села, деревни и посады пожег, а Семен, Максим и Никита Строгановы, государевым, его городам не помогли, и людей своих на помощь не присылали, и волжских атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, не отпустили, ни в чем им не помогли.

      И по этому поводу пришла из Москвы грамота государя царя в Чусовской городок за приписью <...> дьяка Андрея Щелкалова 6 ноября 1582 года, послана к тем Семену, Максиму и Никите Строгановым.

      А в государевой грамоте написано: «Писал к нам из Перми воевода наш Василий Пелепелицын, дескать, послали вы из острожков своих волжских атаманов и казаков Ермака Тимофеева с соратниками войной на вотяков, вогулов и татар в пелымские и сибирские земли 1 сентября 1582 года. А пелымский князь узнает, что Строгановы отправляют войско на сибирские города, и, узнав день и час ухода, пелымский князь поднялся с сибирскими отрядами да с вогулами и остяками, и напал на наши пермские земли и к городу к Чердыни, да под крепостные стены подступали, и наших людей поубивали и в.плен увели, и большие убытки и беды принесли нашим людям.

      А это случилось из-за вашего вероломства — вы вогулов, и вотяков, и пелымцев от наших льгот предложили отлучить, а сами задирали их и нападали на них, да из-за той горячности с сибирским султаном нас и поссорили. Да волжских атаманов и казаков к себе пригласили, наняли разбойников в свои острожки без нашего приказа, ведь те атаманы и казаки прежде на Волге разбойничали и ссорили нас с Ногайской ордой: послов ногайских на Волге, на перекатах, громили, и ордобазарцев по дорогам грабили и убивали, и нашим людям огромный вред и ущерб причинили, и нашу государеву казну захватили и посла убили. И вот им своей вины искупить было нечем, они и перешли к вам в Пермскую землю, но и здесь хотят разбойничать и грабить, как на Волге. Да и вам не было необходимости самовольничать, но наши далекие окраинные уделы от всех наших врагов и недругов защищать. А те (казаки) задумали вместе с вами: в то время, когда к Перми и Чердыни приходили вогулы, в тот же день из ваших острожков Ермак с соратниками пошел войной в Сибирь на остяков и татар, а ведь можно было в Сибирь смотря по донесениям посылать.

      И мы послали в Пермь Воина Аничкова, а приказали тех казаков, Ермака с соратниками, взять и отвести в Пермь, в Камское Усолъе, а приказали им здесь стоять, разделившись, и ни в коем случае казаков у себя не задерживать. А если вам из-за (угрозы) нападения в остроге (без них) обойтись невозможно, то вы у себя оставили бы немногих людей с каким-нибудь из атаманов, человек до 100, а остальных всех отсылайте вон непременно в Чердынь сразу, без проволочек. А если не отошлете из своих острожков волжских казаков и атаманов Ермака Тимофеева с соратниками, а станете их при себе держать, Пермские же земли не станете охранять и если из-за этого вашего вероломства как-нибудь пермские люди и острожки пострадают от вогулов, сибирского султана, пелымцев и от других отрядов, то впредь мы обратим на вас страшный гнев и немилость великую. А атаманов и казаков, которые вас слушали и вам служили, а нашу землю оставили без охраны и не защитили, за то приказал перевешать. И вы бы тех казаков обязательно отправили в Пермь.

      Написано в Москве 16 ноября 1582 года».

      И Никита, Максим и Семен тогда в глубокую печаль впали потому, что по прежнему цареву, государеву, указу и по прежним его, государевым, грамотам приказано острожки строить, и людей подбирать, да против сибирского султана идти воевать, а ныне его же, государевым, указом не велено отпускать волжских атаманов и казаков, а у них уже отпущены в Сибирь атаман Ермак Тимофеев с соратниками.

вверх

Глава 13. О приходе волжских атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, в Сибирскую землю на реку Тавду, а Тавдою — на Туру

      В 1582 году, 9 сентября, эти воины бесстрашно пришли в Сибирскую землю. И, сплавляясь вниз по Тавде-реке, многие татарские улусы и крепости захватили. А когда подошли к Туре-реке, то взяли в плен татарина, по имени Таузак, дворецкого царя Кучума. И рассказал (он) им все по порядку про царя Кучума, и про сибирских князей, и про мурз, и про уланов, и про их кочевой образ жизни, и про уделы их, и про количество войска. Казаки же, узнав с достоверностью обо всем, отпустили его (Таузака), да расскажет султану Кучуму о приходе русских воинов и о их доблести, и отваге, и могуществе, и силе.

      И услышал царь Кучум от Таузака о приходе русского отряда и о их отваге и доблести. А рассказал ему об этом так: «Настолько те (воины) сильны, что когда из луков своих стреляют, то огонь вспыхивает и дым обильный идет, и сильно сверкнет, словно гроза в небесах, а как стрелы отделяются от луков, то их не видно, но ранят и убивают, а защититься от нее (стрелы) никакими способами или воинскими доспехами невозможно — куяки, и бахтерцы, и панцири, и кольчуги наши насквозь пробивают, и ничего их (стрелы) не задерживают».

      Царь же Кучум, услышав такое от Таузака, был весьма огорчен и озабочен и долго не мог этого постичь, но рассылает по всей своей державе, по городам и улусам (указ), чтобы вскоре собралось к нему множество татар с князьями своими, и с мурзами, и уланами, и остяки, и вогулы и другие народы, которые были у него в подданстве.

вверх

Глава 14. Сказание о царях и князьях Сибирского царства, как и от кого происходит и чего ради называется Сибирью

      Написано об этом подробно в предыдущем сочинении, в главе 2.

вверх

Глава 15. О снаряжении царем Кучумом сына своего Маметкула на бой против русского отряда

      Нечестивый же царь Кучум послал сына своего Маметкула со своим большим войском, приказав им выйти на бой против русских людей. А сам Кучум велел для себя устроить засеку около реки Иртыша под Чувашевым, и насыпать землю, и разными военными приспособлениями укрепить.

      Когда Маметкул с большим своим войском подошел к некоему урочищу, которое называется Бабасан, то русские воины, атаманы и казаки, увидев войско неверных в полной готовности, нисколько этого не испугались, но возложили надежду свою на силу Господню и поплыли в своих стругах вниз по Тоболу-реке. Татары же начали с берега по стругам их стрелять бесчисленными стрелами — словно дождь частый сыплются стрелы. Но Ермак казаков просит лишь грести, а сам молитву возносит ко всемилостивому Богу, уповая на помощь Божию против нечестивых: а стрелы около них (казаков) падают и никого не ранят. Тогда своим казакам (Ермак) приказал совсем не стрелять в тех (татар), и двинулись вдоль высокого берега. Нечестивые же стали с высоты стрелять, и стрелы падали, словно дождь, но то место (казаки) прошли, нисколько не пострадав от татар.

вверх

Глава 16. О приходе русского отряда к улусу Карачи. Карача же думным боярином был у царя Кучума

      Пришли атаманы и казаки, Ермак Тимофеев с соратниками, к улусу Карачи. И здесь еще один бой был с Карачей, думным боярином царя. И с Божьей помощью завладели казаки его улусом, а в нем большую добычу захватили и царский мед нашли и в струги свои отнесли.

      Нечестивые, одни на конях, другие пешком, настигли их у реки Иртыша. Тогда атаманы и казаки выбрались из стругов своих и на берегу начали с ними бой и мужественно напали на неверных. И стояли обе стороны в битве великой до смертной погибели. Когда увидели нечестивые, что своих гибнет больше, чем русских, то ударились в невозвратное бегство. И в том бою русских воинов из дружины Ермака было мало убито, но раненых было немало.

      А царь Кучум, видя гибель множества своих воинов, которые русским отрядом перебиты были, вышел со своим большим войском и, встал на высоком месте, на Чувашевой горе, около засеки, а сын его Маметкул со своим большим войском бился с казаками мужественно, но обессилел.

вверх

Глава 17. О захвате крепости мурзы Атика

      Русские же воины пошли в стругах своих по реке Иртышу вверх. И подошли к крепости мурзы Атика, и взяли крепость, и засели в ней.

      Когда же настала ночь и опустилась тьма, казаки, видевшие у засеки такое сборище нечестивых, испугались и говорили один другому: «Можем ли выступить против такого сборища?» И начали между собой это обсуждать, говоря: «Соберем круг и по-доброму посоветуемся о том — уйти ли нам отсюда или выйти (на бой) единодушно». А другие стали говорить: «Было бы лучше, если бы мы из этого места ушли, ведь невозможно будет нам сражаться одному с десятью или двадцатью, а то и больше — неужели сами себе убийцами станем»?

      Другие же противоположное говорили с твердостью: «О собратья наши, единодушные друзья! Куда нам бежать, ведь уже осень настает, а реки покрываются льдом. Не покроем себя, собратья, дурной славой, не обратим к себе упреки и не отдадим на поругание и на посмешище неверным и нечестивым басурманам своих собратьев, но возложим упование на Господа Бога — не многими воинами добывается победа, но от Бога свыше помощь дается, может Бог и беспомощным подать руку помощи. Ведь слышали, собратья, сами, сколько зла причинил, нечестивый и вероломный агарянин, Сибирского царства султан Кучум Муртазелеев с татарами нашей русской Пермской земли, государевы города разорил, а многих православных христиан перебил и в плен взял и острожкам Строгановых сколько бед причинил. Того ради всемогущий Господь Бог воздаст им, нечестивым, за кровь христианскую. Вспомним, собратья свое обещание, как честным людям перед Богом на крестном целовании обеты дали и обязательства (взяли). И если всемогущий Бог нам помощь подаст, поусердствуем и потрудимся, а о бегстве ни в коем случае помышлять не будем — даже если все погибнем и тогда не отступим из-за позора и клятвы, которой поклялись. И если всемогущий Бог, в Троице восславляемый, поможет нам поход завершить и нечестивых басурман православным христианам победить, то и после смерти память о нас не оскудеет и в тех землях и повсюду, а вечная слава наша будет с великой похвалой».

      Атаманы же и казаки все друг друга ободрили, и исполнились мужества, и в вере окрепли, и говорили единодушно: «Готовы умереть за святые Божьи церкви, и за православную христианскую веру пострадать, и благочестивому государю царю и великому князю всея России Ивану Васильевичу послужить, а биться с неверными до крови и до самой смерти. Того ради, братия, не изменим клятве своей, но все единодушно ради того обещания встанем». И для всех этот совет во благо был.

      И вот ночь уходит, рассвет настает, и солнце начинает сиять, засветились облака светлым сиянием, а Ермак все еще беспокоился о предстоящем деле. И обратился к дружине своей со слезами: «О друзья и собратья, помолимся Богу, и пречистой его Богоматери, и всем небесным силам, и угодникам его, чтобы хранил нас от внезапного нападения нечестивых и безбожных врагов». И вышли из городка на бой 23 октября, на память святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, повторяя единодушно, словно едиными устами: «С нами Бог! Убеждайтесь, язычники, что с нами Бог, и покоряйтесь!» И прибавляли: «Помоги нам, Господи, рабам своим!» И, выступив из крепости своей смело и очень твердо, пошли приступом на засеку, начался тяжелый бой с нечестивыми.

      Нечестивые выпустили бесчисленные стрелы с верха засеки из бойниц и сразу из дружины Ермака одних ранили, а других и убили. Увидев это, нечестивые разобрали засеку в трех местах, вышли все на вылазку, надеясь, что казаки бросятся бежать. И во время той вылазки был тяжелый бой, крепко стояли, пока не начали биться врукопашную. Казаки на нечестивых все разом устремились и проявили смелость и твердость перед нечестивыми и неверными агарянами.

      Вскоре неверные начали терять силу свою, казакам же Бог над нечестивыми победу дарит. Казаки полем боя овладевают и побеждают их. И множество неверных перебили, а из засеки выбили, и знамена свои на засеку водрузили, и царевича Маметкула ранили. Но его свои люди вывезли в небольшом суденышке на другой берег Иртыша.

      Когда царь Кучум стоял на высокой горе, видя своих татар поражение и ранение сына своего Маметкула, тогда и приказал мурзам своим произносить свою неправедную басурманскую молитву и призывать на помощь неправедных своих богов. Но не было им помощи.

      В то время князья остяцкие со своими подданными разошлись по домам. А царь Кучум, видя свое поражение, а царству своему и владычеству конец, обратился к своим с горестными стенаниями: «Нет радости, которая не обратилась бы в печаль. О мурзы и уланы, бежим немедля, ибо все видим царства нашего падение. Вот пришел не по царскому указу, не из княжеского рода, но самозванец из обычных разбойников, атаманишка волжских казачишек, Ермак Тимофеев с соратниками, всего-то 800 человек. И этот из царства меня изгнал и столицей овладел, а сильных и доблестных наших воинов перебил! О, горе мне! Что сделаю и куда побегу? Покрыл себя позором! Ибо кто меня победил и царства лишил? Строгановы из своих острожков послали против меня простых людей, наемных разбойничков, свою обиду отметить, и те, на нас напав, победили и столько нам бед принесли: войско мое разбили и сына моего ранили, а меня самого опозорили и из царства моего изгнали! Возвратилась злоба моя на мою главу, и злодейство мое обратилось против меня! Я ведь чужое (горе) с радостью воспринимал, на Русскую землю и Пермь Великую и Строгановых не раз нападал, острожки, села и деревни опустошал и много им зла приносил, а ныне всего своего лишен и сам побежден».

      И прибежал, нечестивый, в город Сибирь и взял кое-что из сокровищ своих, а сам с приближенными бросился бежать без оглядки, а город Сибирь покинул.

      Бесстрашный же Ермак с дружиной своей подошли к городу, и не слышно было в городе ни звука. Казаки же подумали, что нечестивые спрятались и затаились, но не было этого, так как ночью все ушли. Ермак же и все прочие огляделись внимательно, отворили ворота города и вошли в город Сибирь, который после был назван Тобольском, 26 октября, на память святого великомученика Христова Димитрия Солунского. И восславили Бога, давшего им победу над нечестивыми басурманами, радуясь великой радостью. Добычу же огромную, золото, и серебро, и ткани драгоценные, и камни самоцветные, и дорогих куниц, и соболей, и бобров, и лис драгоценных, взяли и между собой разделили.

      Поразительно то было, но воистину очень справедливо, что победа одержана над нечестивыми врагами и над жестоким царем Кучумом небольшим отрядом, а такое сильное, и могущественное, и богатое, и прославленное царство воистину взято было всесильного Бога помощью свыше, молением же и счастьем государя царя и великого князя всея России Ивана Васильевича, усердием и ратными подвигами атамана Ермака Тимофеева с соратниками. Царь же Кучум стал по своим кочевьям скитаться, переходя от одного к другому, сердясь и дыша злобой, словно ехидна. Но Господь гордым противится, кротким же благоволит.

      После взятия города Сибири, на 4 день, пришел в город к Ермаку с соратниками остяцкий князь по имени Бояр с многочисленными его подданными и привез с собой подарки и припасы. Ермак же с соратниками все принял, а зла им никакого не причинил. Увидев же это, начали приходить другие многие татары с женами и с детьми и поселились в прежних своих домах.

вверх

Глава 18. Об убийстве казаков на рыбной ловле под Абалаком

      В ту же зиму, 10 декабря, волжские казаки из дружины Ермака, которые ушли на рыбную ловлю без всякой охраны к некоему урочищу, именуемому Абалак, уснули в лагере, а караул не поставили. Царевич же Маметкул напал на лагерь и разом всех перебил.

      И вот услышали об этой расправе в городе. Ермак же сильно огорчился и разгневался и так распалился сердцем, что, приказав дружине своей быстро вооружиться, бросился вслед за теми (татарами) и настиг их в лагере под Абалаком. И воины по приказу Ермака смело выступили против нечестивых, и начался тяжелый бой, и с обеих сторон было немало убитых. И только когда сгустилась тьма, закончился бой, а неверные отступили, Ермак с дружиной своей возвратился в город.

вверх

Глава 19. О взятии в плен царевича Маметкула

      В том же году, 5 апреля, пришел в город к Ермаку с соратниками татарин по имени Сенбахта и сказал, что царевич Маметкул расположился на Вагае. И несколько воинов из дружины Ермака тайно отправились на реку Вагай. И когда дошли до того места, то напали на лагерь царевича в темноте и многих нечестивых перебили, а царевича Маметкула живым взяли и привели в город к Ермаку и его соратникам.

      Пока царь Кучум ожидал сына своего к себе, рассказано было ему обо всем случившемся с его людьми и о том, что сына его, царевича Маметкула, в плен взяли. Услышав же об этом, царь Кучум был поражен и сильно страдал о своем сыне, царевиче Маметкуле, и о гибели своих близких, и обо всем, что случилось с ним.

вверх

Глава 20. О нападении князя Сейдяка Бекбулатова сына на царя Кучума

      Вскоре пришли к царю Кучуму гонцы и сообщили ему, что идет против него князь Сейдяк Бекбулатов сын с большим войском и хочет его разгромить и в плен взять. Царь же Кучум, услышав об этом, огорчился и испугался. А после того вскоре думный боярин его Карача, видя, что царь теряет власть, собрал татар и вогулов и покинул его.

      Царь же Кучум, видя перемену близких к себе и их уход, горько сожалел об этом, говоря себе: «Кому Бог не оказывает снисхождения, того и любимые друзья оставляют, и честь его в бесчестие обращается». А Карача, придя в Пелымскую землю, обосновался на большом озере; выше Тары, около реки Оми.

вверх

Глава 21. О захвате города Назыма и о гибели Никиты Пана и других

      В том же году Ермак со своей дружиной, доблестно сражающийся по всей Сибирской земле, обнажил свой меч против нечестивых агарян, и силой меча своего многими крепостями и улусами татарскими завладел по реке. Тоболу и по Великой Оби, и остяцкую крепость Назым захватил вместе с правителем. В том походе нечестивые убили во время осады их крепостей атамана Никиту Пана и еще некоторых из Ермаковой дружины. Ермак же вернулся в город Сибирь.

      После того атаман Ермак Тимофеев с соратниками приняли решение и отправили послов своих к знатным людям к Семену, и Максиму, и Никите Строгановым, сообщая им, что Господь, в Троице славимый Бог, помог им одолеть неверного и вероломного царя Кучума: столицу его Сибирь очистили, а сына его, царевича Маметкула, взяли в плен и все Сибирское царство завоевали и привели под меч свой.

      И, услышав об этом, Семен, и Максим, и Никита Строгановы возликовали от радости великой и прославили Бога, даровавшего победу над неверными. Посланников же потчевали обильным угощением. И об этом обо всем написали в Москву к благочестивому государю царю и великому князю всея России Ивану Васильевичу — о завоевании и покорении всего Сибирского царства и о захвате в плен царевича Маметкула.

      Вскоре после того и сами те Строгановы приехали в Москву и государю царю обо всем том рассказали по порядку, как они из острожков своих волжских казаков, атамана Ермака с соратниками, со своими людьми отпустили в поход против сибирского царя Кучума, и обо всем, что с ними случилось, ему, государю, рассказали. И государь царь и великий князь всея России Иван Васильевич, услышав об этом, доволен был, а за усердие и верную службу пожаловал тех (Строгановых) двумя городами — Солью Большой да Солью Малой, которая на Волге.

      И на те места велел дать свою царскую жалованную грамоту, согласно которой им теми городами владеть, приказав скрепить красной печатью и подписать посольскому дьяку Андрею Щелкалову. Да им же государь разрешил, чтобы в их городах и острожках торговали разные люди без пошлины и без налогов.

вверх

Глава 22. Об отправке казаков к государю в Москву с донесениями об исполнении долга

      После того атаманы и казаки, Ермак Тимофеев с соратниками, послали из Сибири в Москву к государю царю и великому князю всея России Ивану Васильевичу донесения, сообщив ему, государю, о захвате стольного города Сибири, и о победе над царем Кучумом, и о взятии в плен сына его царевича Маметкула, и о покорении всего Сибирского царства.

      И услышав об этом, государь восславил Бога за все содеянное, а казаков одарил своими государевыми богатыми подарками: деньгами, и одеждами, и шелками. А тех атаманов и казаков, которые (остались) в Сибири, государь наградил заочно, и велел к ним послать свои государевы богатые подарки сполна, и воевод приказал отправить с воинским отрядом в те города, которые <...> Господь Бог ему, государю, верил. А царевича Маметкула государь велел прислать тотчас Москву.

      Атаманы же и казаки, побывши немного в Москве, снова отправились в Сибирь. А когда они вернулись в Сибирь к Ермаку Тимофеевичу с соратниками, то объявили о государевом милосердии и слова одобрения передали, и что государь от великого наказания их избавил и вину простил, и посланные государем подарки — деньги, одежду и шелка — тому Ермаку и всем остальным отдали все сполна.

вверх

Глава 23. Об отправке государевых воевод из Москвы в Сибирь

      На другой год после покорения Сибирского царства по указу государя царя были посланы из Москвы в Сибирь воевода князь Семен Болховской да Иван Глухов с большим воинским отрядом. Атаманы же и казаки встретили их с великими почестями, воеводы же о прощении их, атаманов и казаков, великим государем объявили и посланные государевы дары им по списку передали. Также и казаки государевых воевод одаривали соболями, лисицами, бобрами и всякими разными дорогими вещами, чем кто мог. И все были довольны и веселы, благодаря Бога, даровавшего им такую победу над неверными басурманами.

вверх

Глава 24. О голоде, случившемся в городе Тобольске

      В ту же зиму, когда пришедшие в Сибирь из Москвы к казакам воины все припасы, которые привезли с собой, съели, а казаки припасов заготовили, посчитав только своих людей, не зная о приходе московского отряда, то была в городе сильная нехватка съестных и прочих припасов, и многие от голода поумирали, и воевода князь Семен Болховской в то время умер и погребен в Тобольске.

      Когда же зимняя пора прошла, морозы и стужи от солнечного тепла ослабели, появился наст, и охота началась, а ею стали люди кормиться, тогда и голод отступил.

      Едва весна пришла и от тепла лед и снег растаяли, животные стали тучнеть, а деревья и травы зазеленели, и реки разлились, начался рыбный промысел, да и множество птиц в те места прилетели. И той птицы и рыбы жившие в городе получили в преизбытке. И голод уже перестал, когда многие народы, живущие окрест: татары, остяки, вогулы, принесли к ним разнообразные припасы и со своей охоты животных, птиц и рыб, всего в достаточном количестве, а также и товары дорогие и всевозможные меха. И тогда московские воины и казаки, милостью Божией, все разными съестными припасами запаслись и разбогатели от покупки пушнины. И жили во всяком довольстве и радости, превознося всемогущего Бога в Троице о дарованной свыше помощи о покорении такой богатой земли.

вверх

Глава 25. Об отправке в Москву царевича Маметкула, Кучумова сына

      По указу государя царя и великого князя всея России Ивана Васильевича воевода Иван Глухов и все атаманы и казаки отправили к нему, государю, сына того сибирского царя Кучума царевича Маметкула с многочисленными его приближенными. И когда они были в дороге, не дойдя еще до царствующего града Москвы почти полпути, тогда волей всесильного Бога царь и великий князь всея России Иван Васильевич из этого кратковременного бытия переселился в иное, будущую и бесконечную жизнь.

вверх

Глава 26. Об убийстве атаманов Ивана Кольцова, Якова Михайлова с дружиной их

      В том же году пришли в город Сибирь к Ермаку Тимофееву с соратниками послы от царского думного боярина Карачи просить у них людей для обороны от Ногайской орды. А сказали те неверные, что идут к ним в Сибирь бухарские купцы со своими товарами для торговли, но не пустит, дескать, их царь Кучум с ногайским отрядом, а встал, дескать, на пути, на реке Вагае.

      Ермак же с соратниками своими, посоветовавшись и обдумав, поверили их бессовестной клятве, поскольку те, вероломные, также им обещание дали, что русским людям не причинят никакого вреда и зла не станут замышлять, но так пообещали, а в сердцах своих жестокие агаряне скрыли мысль дурную, ибо задумали, как бы им православных христиан обманом погубить. Казаки же ослабели умом и не вспомнили сказанного: «Не всякому духу веруйте, но испытайте их»,— отпустили с теми нечестивыми атамана Ивана Кольцова да с ним же отпустили из дружины своей казаков 40 человек. И те все сами предались в руки безбожных и нечестивых агарян, и на том месте, все они убиты были безбожным варваром Карачей.

      Когда услышали в городе атаманы и казаки о том, что атаман Иван Кольцов и с ним все остальные перебиты, то оплакивали их, горько плакали из глубины сердца своего. Дошло до ушей нечестивых агарян, которые жили около города, что атаман Кольцов с дружиной убит, а атаман Яков Михайлов, желая отомстить за кровь друзей своих, вышел в ночной дозор, и те нечестивые схватили его и убили. И так атаманы доблестные и храбрые с многими своими друзьями погибли.

вверх

Глава 27. О захвате и гибели царя Кучума

      Однажды Карача собрался с многочисленными своими татарами, остяками и вогулами и выступил против царя Кучума. Царь же, узнав об этом правду, с горечью причитал: «О Кучум! Неужели для бесчестья и позора ты рожден, что не только царства своего лишился, но и любимый твой подданный и приближенный боярин и тот на тебя безжалостно поднял руку».

      И, причитая горько, собрал всех своих оставшихся татаришек и вышел против Карачи тайно ночью. И напал на лагерь его, когда все спали без всякой охраны. Царь же Кучум со своими многих из них перебил. На Карача пришел в себя, собрал силы и погнался за ним, тот же с оставшимися людьми едва успел скрыться от него за какое-то небольшое озерко.

      Почувствовав же свое бессилие, царь Кучум в гневе и в горе начал сам своих татар в плен брать, а остяцкие и вогульские улусы громить. Те же, видя, что тот, который был для них царем и властелином, превратился в лютого волка, выступили против него и начали его преследовать. Тот же, не зная, куда деться, побежал в калмыцкие улусы да мимо ходом, приглядев там конский табун, угнал его. Ибо уже тогда был не царем, а вором, и разбойником, и беглым. Калмыки же узнали его, и погнались вслед за ним, и коней своих отбили, тот же едва от них ускакал, и оттуда бежал в Ногайскую орду, и там злополучной души своей лишился.

вверх

Глава 28. О приходе Карачи под город Тобольск и о гибели двух его сыновей

      В том же году, во время святого и Великого поста, в марте месяце, пришел Карача с большим войском под город Тобольск в силе и могуществе и окружил город обозами. Сам же Карача остановился в одном тайном урочище, от города версты за три. Казаки же провели в осаде немалое время: уже весна прошла, и лето настало, а Карача никак не отступал от города, но все время стоял под городом, думая их уморить, шипя, как злобная змея.

      И когда настал июнь месяц и подошел день летнего солнцестояния — двадцать второй, только в то время, в одну из ночей, казаки, атаман Матвей Мещеряк с соратниками, вышли из города с предосторожностями: не слышно не было ни голоса, ни единого звука — так между собой договорились. И дошли до Карачи в названное урочище, в Саускан. Нечестивые же спали без всякой охраны. Казаки же, желающие во что бы то ни стало отомстить тому безбожнику за наносимые им тяжкие обиды, вооружась крестною силой, внезапно напали на них и перебили с Божьей помощью (их) бесконечное множество. И, сражаясь, подошли почти до шатра Карачи и здесь двух его сыновей убили. Нечестивые же разбежались от казаков в разные стороны — то Ангел Господень поразил их. А сам Карача с немногими (людьми) едва ускакал за озеро.

      И когда ночь прошла, рассвет наступил, то нечестивые все бросились из города в Саускан, надеясь перебить казаков, и напали на них. И начался бой. Казаки же нисколько не испугались, но еще более вооружились. Нечестивые же крепко теснят, казаки же от них также неплохо обороняются. И был бой до полудня, и закончился — нечестивые отступили, а казаки возвратились в город свой Тобольск, прославляя Бога. Карача же, видя, что казаков одолеть не может, ушел в свои улусы с позором.

вверх

Глава 29. О гибели храброго атамана Ермака Тимофеевича с соратниками

      В том же году, 5 августа, пришли какие-то гонцы от бухарских купцов к атаману и казакам, к Ермаку Тимофееву с соратниками, и сообщили им, что идут к ним купцы бухарские с разными бухарскими товарами, а царевич Алей, Кучумов сын, дескать, их не пропустит.

      Ермак же, обдумав и посоветовавшись со своими атаманами и казаками, пошел с небольшим отрядом навстречу вверх по реке Иртышу и, дойдя до Вагая, бухарцев не обнаружил. Но прошел к урочищу, называемому Атбаш, и возвратился оттуда.

      Уже день проходит, спустилась ночная тьма, казаки же сильно устали от долгого пути и, дойдя до одного урочища, до Перекопа, тут остановились на ночлег. И это совершилось Божьим провидением: время приспело, приблизился час, пришла к войнам внезапно смерть. Как и за многими Господь посылает не в надежде, не в разуме и мудрости, но в их безумии, и безрассудстве, и недомыслии, так и этому рассудительному и доблестному атаману Ермаку Тимофеевичу с соратниками не хватило в тот момент разума — сами на Перекопе остановились на ночлег, и шатры свои поставили, и спать легли все, а караулов надежных не поставили, и, о скопище татар возле себя не ведая, все безнадежно крепко уснули.

      И вот царевич Алей послал лазутчиков и приказал неотступно следить за ними. А та ночь была темна, и мрачна, и дождлива. Нечестивые же, словно звери дикие, пыхая злобой, мечи свои держали наготове. И было это около полуночи, Ермак же с дружиной своей спал без всякой охраны.

      Нечестивые же, видя, что настало время желание свое осуществить, быстро оружие из ножен, выхватили и на лагерь их (казаков) напали, и обнаженными мечами начали сонных казаков убивать. Ермак же воспрянул ото сна и, видя дружину свою, словно снопы, посекаемую и смерти предаваемую и помощи ни от кого не ожидая, бросился к стругу своему, но не мог на него перескочить из-за бывшей на нем тяжести — ведь одет он был в железо. И встал на борт струга, струг накренился, и упал Ермак со струга в воду, и утонул в реке.

      И так Божьим судом пришла к воинам доблестным и сильным и удалым казакам внезапная смерть. Ибо никто не бессмертен — если кто и долго проживет, а смерти не минует. А эти воины жизнь свою отдали и головы свои сложили за святые Божие церкви и за православную веру.

      Когда атаман Матвей Мещеряк и дружина его услышали в городе Тобольске, что их предводителями наставника, и вождя, доблестного и мудрого Ермака и его дружину нечестивые татары перебили, то плакали безутешно и рыдали горько, что лишились такого вождя да и друзей своих, казаков. И совершили по ним великую панихиду.

вверх

Глава 30. Об уходе атамана и казаков в Русь

      Вскоре после гибели неустрашимого Ермака Тимофеева с соратниками атаман Матвей Мещеряк и остальные казаки начали размышлять, говоря друг другу: «О достойные наши собратья! Как нам поступить и что сделать? Здесь ли остаться и город Тобольск сохранять или, бросив (его), прочь пойти, поскольку таков был суд Божий — атаманы наши мужественные с дружиной нашей доблестной все перебиты были, а нас немного осталось, и город сохранять нам не по силе, а против нечестивых врагов и неверных агарян обороняться и сражаться некому. Если нам не так поступить, а в городе сидеть (в осаде), то от татарских нечестивых рук не уцелеть. Когда уж на то Божья воля, то и город, по всей видимости, не удержать. Не лучше ли нам, собратья, из того города уйти и вернуться в Русь, откуда и пришли; а тем знатным людям Строгановым, которые в это место нас отправляли и всяким оружием и припасами нас ссужали, про все случившееся расскажем честно, и они об этом обо всем напишут государю царю в Москву, да и о том, что сам, государь, пожелает».

      И эти слова атамана Матвея Мещеряка всем были по душе, и пошли все в Русь, а город Тобольск покинули.

вверх

Глава 31. О приходе царевича Алея Кучумова в город Тобольск

      Как только атаман Матвей Мещеряк и его соратники ушли из города Тобольска и двинулись в Русь, так разузнал об это доподлинно Алей Кучумов сын и пришел со своими приближенными в город Тобольск. И стал жить безмятежно, не считаясь с тем, что казаки могут возвратиться. Потом начали к нему приходить многие татары, и остяки, и другие разные иноземцы и начали жить в прежних своих жилищах.

      Дошло до слуха князя Сейдяка Бекбулатова сына то, что вождя, и предводителя, и доблестного воина атамана Ермака Тимофеева не стало, и многие убиты а остальные казаки из города ушли в Русь, и что царевич Алей городом Тобольском завладел и добычу их захватил. И собрал Сейдяк многих из своих улусных татар и пришел под город Тобольск без страха, и царевича Алея победил, и городом Тобольском стал владеть.

вверх

Глава 32. О втором воеводе из Москвы — Иване Мансурове и о возвращении волжских атаманов и казаков, Матвея Мещеряка с соратниками, в город Тобольск

      На другой год после гибели Ермака, в 1585 году, 18 сентября, послал государь царь из Москвы в Сибирь воеводу Ивана Мансурова с большим воинским отрядом. И после очень долгой дороги подошли (они) к реке Туре, уже в Сибирской земле, и встретили их здесь атаман Матвей Мещеряк и его соратники, и утешились, радуясь приходу воеводы. И оттуда казаки возвратились все целиком одновременно с воеводой, а отправились в обратный путь, сплавляясь в стругах вниз по рекам Туре, и по Иртышу, и по Тоболу. И подплыли к тому урочищу, где ныне богохранимый город Тобольск.

      Нечестивые же, собравшись в упомянутом урочище на берегу реки Иртышу одни пешие, другие на конях и, с берега стреляя по их стругам, не дали им к берегу пристать. А воеводы, увидев такое сборище нечестивых, очень испугались и не пристали к берегу, а дальше поплыли вниз по Иртышу, до самой великой реки Оби.

      Кончалась уже осень, и пришла пора зимы, и воздух небесный стал холоден, и начал (падать) снег, и река начала покрываться льдом. Воевода же тот, увидя настоящие холода, остался здесь зимовать, поставив себе крепость над рекой Обью, на устье реки Иртыша, воевода и все его войско, а с ними и волжский атаман Матвей Мещеряк с оставшимися своими казаками, засели в ней на зиму и жили в этой крепости долгое время.

вверх

Глава 33. О приходе остяков под крепость и об их кумире

      А через несколько дней подошли многие остяки, и осадили крепость, и начали подступать к крепости со всех сторон. А люди из городка сопротивлялись наступающим, стреляя. И когда уже день прошел и тьма упала, то нечестивые от крепости отступили, но утром снова подошли к крепости и осадили (ее). А принесли с собой идола своего, которому поклонялись и которому жертвы многочисленные приносили, да, поставили его около крепости под одним деревом, и начали кланяться ему, ожидая от него для себя помощи, чтобы христиан победить и предать их мечу. И этот идол у тех безбожников особо чтимый и прославленный, а приносят ему многочисленные дары из дальних городков и улусов. И вот те безбожники каждый день совершали жертвоприношения и молились ему. Казаки как-то раз выстрелили из пушки и дерево то, под которым стоял басурманский идол, раздробили на мелкие куски, а кумира их сокрушили.

      И, увидев эти, нечестивые агаряне испугались. Не имея никакого понятия о тяжелом огнестрельном орудии, они думали, что кто-то могучий из мощного лука выстрелил. А некоторые из них говорили друг другу: «Сильны русские воины в стрельбе, ведь такое огромное дерево раздробили и бога нашего сокрушили». И вскоре те нечестивые отошли от городка прочь и больше к нему уже не приходили.

вверх

Глава 34. О третьем приводе государевых воевод - Данилы Чулкова с русским отрядом - из Москвы в Сибирь

      По прошествии какого-то времени благочестивый государь царь и великий князь всея России Федор Иоаннович послал из Москвы своих государевых воевод — Данилу Чулкова с большим отрядом и с тяжелым огнестрельным орудием. Когда услышали об их приходе в Сибирь басурманские народы, то татары, испугавшись этого, убежали из города Тобольска в те места, где раньше жили по своим улусам, город же Тобольск покинули.

      Воевода же Данила Чулков подошел к городу и подумал, что нечестивые в городе спрятались и желают им причинить большое зло. И, придя к воротам, отворив их и оглядевшись, вошли в город, радуясь и славя святую Троицу. И стали в городе Тобольске жить и радоваться.

      А через какое-то время возвратился и тот воевода Иван Мансуров с атаманом Матвеем Мещеряком вместе с воинским отрядом и казаками. И начали оба воеводы, и атаманы, и казаки в городе жить, и атамана Ермака с его благочестивыми соратниками, которые с ним погибли в Сибирской земле, а страну ту освободили и царя Кучума победили, и жестоких варваров усмирили, стали поминать, как и прочих православных христиан, пострадавших за веру.

вверх

Глава 35. О приходе князя Сейдяка Бекбулатова сына с большим войском для захвата обманом города Тобольска

      Прошло немного времени, и дьявол, ненавидящий добра враг, посеял в душу ненавистных Богу нечестивых басурман такой коварный замысел. Князь Сейдяк Бекбулатов сын да остяцкий князь, а с ними огромное войско татар, остяков и вогулов, собравшись вместе, замыслили обман и пришли большой силой к городу Тобольску, желая его захватить, а людей в нем перебить, говоря так: «Да не будут на нашей земле поселяться русские люди».

      А государевым воеводам сказали, что они, вероломные, пришли для заключения сделки, так как хотят с ними торговать. Но это те кровожадные звери говорили, обманывая. И оставив войско в укрытии, торговали с русскими людьми за городом целый день.

      И вложил Бог русским воеводам такую мысль: да устроят пир и тех басурманских князей да пригласят к обеду, якобы о мире, и помощи договариваться. Как задумали, так и сделали, и пригласили их.

      Князья же те долго раздумывали и сказали один другому так: «Русские люди подчиняются закону правой веры, и наш они не причинят никакого вреда, позвав нас к себе на обед». И, посоветовавшись, пошли в город со многими и вооруженными людьми.

      Воеводы же приказали их в город пропустить с небольшим отрядом, да и тех без оружия, а оружие приказали им положить вне города, говоря так: «Ведь мы вас не на бой вызываем, но на чествование и отдых, да на разговор о мирном договоре». Князья же поверили им и пошли так (без оружия).

      И пришли в дом к воеводе Даниле Чулкову, сели за столы по обычаю и начали есть, и пить, и веселиться. И всякие предложения о мирном договоре друг другу сделали, чтобы им между собой мирно жить и не воевать друг с другом. И после еды встали из-за стола, благодаря Бога, напитавшего их.

      Потом сказали воеводы князьям так: «У нас в Московском государстве имеется обычай: к концу обеда, когда встают из-за стола, поднимается заздравная чаша прежде всего за долголетие государя царя и великого князя всея России Федора Ивановича, потом за князей и за бояр и за остальных, кто за чье здоровье захочет выпить, за то и пьют. Вот так и мы сейчас сделаем по названному выше обычаю, а потом и вы, за кого только захотите».

      И взял Данила Чулков чашу с питием и подняв (ее), сказал так: «Князь Сейдяк <...> Бекбулатов сын и остальные, которые с вами! Если вы в сердце своем никакого зла не держите на государя царя и великого князя всея России Федора Ивановича, и на весь его царский совет, на князей, и бояр, и на атаманов, и казаков, и на всех православных христиан, и государю царю не (думаете) изменить, а его государевым боярам никакого вреда не (мыслите) причинить, то старший эту заздравную чашу пусть выпьет!» Но князь Сейдяк велел прежде выпить самому воеводе Даниле Чулкову, говоря так: «Эта чаша за твоего государя, тебе и подобает первому пить». Данила же выпил чашу за здоровье царя, возблагодарил Бога.

      После этого Данила взял вторую чашу и дал ее испить князю Сейдяку, проговорив то же самое. Князь Сейдяк принял чашу и начал пить, и запершило у него в горле. Также и Едигер, начав пить, поперхнулся, подобно (ему) и Бекбулат — то Бог обличал их злое намерение, что скрывали в сердце своем.

      Воевода же Иван Мансуров подал казакам знак рукой, те и начали их людей хватать. А сами князья, бегая по горнице вдоль стола туда и сюда, хотели в окна выбраться, но не удалось, и силой все трое пойманы были.

      Атаман же Матвей Мещеряк вышел за город со своей дружиной и со всем войском и начал татар преследовать. И одних убили, а других живыми захватили, все остальные бросились бежать и в лагерь свой прибежали. Русские же воины до их лагеря гнались за ними, нанося удары. Те же, бросив лагерь свой, все имущество оставили в лагере, а сами насилу ускакали. Но в том бою великий атаман Матвей Мещеряк был убит, а прочие казаки все возвратились в город Тобольск и стали жить и радоваться вместе со всеми находящимися здесь людьми.

      С этого времени Сибирская земля распространилась, и все нечестивые басурмане прибывали в страхе великом, и все татары и другие народы, ближние и дальние, вотяки, остяки и вогулы не смели на город Тобольск совершать набеги — ведь жили в них страх и трепет великий.

вверх

Глава 36. О строительстве крепостей и острожков по всей Сибирской земле и о воздвижении святых Божиих церквей

      По повелению прежнего государя царя и великого князя всея России Ивана Васильевича, а вслед за ним его сына, государя царя и великого князя всея России Федора Иоанновича, начали в Сибирской стране, города и острожки возводиться, а великие земли расширяться, и святые Божие церкви воздвигаться, и православная христианская вера укореняться, и проповедь евангельского слова во все концы сибирской земли распространяться, и псаломские славословия повсюду возноситься. И многочисленные города и остроги в различных местах были созданы: Господь Бог в том деле подает помощь и истину утверждает.

      Когда увидели все-неверные, что положены они Господом Богом в подножие ног православных царей и отданы в их высокую царскую руку, то многие нечестивые племена покорились и, отказавшись от своей нечестивой басурманской веры и нечестивых и мерзких богов и идолов, приняли святое крещение с женами и с детьми и ощутили печать благодати Духа Святого. И пребывали в православной христианской вере, и государю царю служили преданно и надежно, против нечестивых басурман все выступали, а сами государю всегда подати платили.

вверх

Глава 37. О сборе ясака: как по всей Сибирской земле стал собираться ясак

      После завоевания и просвещения всей Сибирской земли и заключения мира с теми басурманскими народами и после обуздания нечестивого царя Кучума и его думного боярина Карачи и покорения всех нечестивых язычников: татар, вотяков, остяков, вогулов и других многих басурманских народов, живущих в тех землях, воевода Иван Мансуров да Данила Чулков к присяге всех тех, как положено по их вере, привели и заложников у них взяли для того, чтобы они, впредь на него, государя царя, и на его государевы сибирские и пермские города не нападали ни сами, ни детей, ни внуков не посылали, и ни по какой причине войны не развязывали, и во всем держали сторону его, государя царя, и проявляли усердие, и ясак платили не поочередно, а все время. Какой им государев ясак посилен будет, такой и посылать в Москву в Новгородскую четверть со своими людьми.

      А после по повелению государя царя и великого князя всея России Федора Ивановича с ясачных людей той Сибирской земли — татар, остяков, вотяков, вогулов — по всем крепостям и улусам, в которых те язычники жили, в различных местах — в Чердыни, и по Уфе, и в верховьях Туры, и разных крепостях и улусах по великим рекам и по озерам, и по мелким степным речкам, — стали собирать ясак неизменно.

      А написана эта повесть о взятии Сибирского царства, и о создании городов и острогов, и о походе, и ратных подвигах в этом походе атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, о победе над царем Кучумом, о захвате сына его Маметкула и прочих многих князей и мурз, и, наконец, об окончательном покорении и подчинении того Сибирского царства во славу святой Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа, в похвалу и в честь благочестивых государей царей — ведь их молитвами и счастием это басурманское великое царство покорилось, — в память о доблести сильного и мудрого атамана Ермака Тимофеева с соратниками, а также государевых воевод со всеми прочими! Проявленное мужество да незабвенно будет!

вверх

Диптих храбрых ратоборцев Ермака Тимофеева с соратниками

      Помянем же, собратья, мужественного и доблестного воина-защитника, знаменитого, искусного и достойного бойца Ермака Тимофеева Повольского, атамана казачьего, с прославленной, и доблестной, и единодушной дружиной и воздадим ему достойную хвалу! Как его Господь Бог прославил, и столькими небывалыми делами украсил, и возвысил, и славой наградил, равно как и 330 человек. Когда они отринули всего нашего суетного мира недолговечное бытие, богатством, почестями, и славой, и друзьями пренебрегли, недолговечную <...> суетную и пустую славу отвергли, то только одного желали — как-то угодить Господу Богу и государю царю послужить, а головы свои сложить за святорусскую землю, и за святые Божие церкви, и за государя царя, и за православную христианскую веру! И все твердо уверились в намерении своем: ожесточили сердца свои в непреклонности, зрение свое изострили неотступно следить за своими недругами, ноги свои заторопили быстрее выйти на свой правый путь, рукам своим придали твердость — оружие праведников держать непоколебимо и решительно, не оглядываться <...> и лица своего от недруга не прятать, ни в чем ему не давать воли и не уступать! Не дали храбрецы ни в чем себе покоя: ни уму своему от помыслов отдохнуть, ни сердцу своему потерять мужества, ни очам своим пребывать в бездействии, ни рукам успокоиться, ни ногам своим немного отдохнуть от похода! Так что всякое те храбрые воины претерпели! Не обратились в бегство от большого числа летящих стрел и от ударов копий, не посетовали, и не опечалились, и не зароптали, но только на Господа Бога уловили и пречистую его Богоматерь, а всех святых на помощь себе призывали, говоря так: «Вы, Божие угодники, помолитесь, и помогите нам против нечестивых, и подчините нам непокорных, и уймите врагов наших, и укротите этих неукротимых, да побегут они никем не преследуемы: не от многих воинов победа бывает, но от Бога свыше!»

      И так все эти храбрецы погибли, а царство Сибирское освободили, и границы раздвинули, и жизни своей не пощадили, и вечную честь и славу заслужили, а у Господа Бога нетленные венцы себе испросили, и в нынешнем веке и в будущем достойную славу и великую честь себе и своему роду получили, а душам своим поминовение обеспечили. И не оскудеет вечная память в будущих поколениях, пока по благоволению Бога стоит вселенная. И слава такого мужа доблестного и воина праведного, и его прославленной и единодушной дружины, у переписывающих, и у пересказывающих, и у слушающих не исчезнет.

      И, снова повторяя, возгласим: «Ермаку Тимофеевичу с его соратниками, с волжскими атаманами и казаками и с прочими воинами, которых посылали из своих городков государевы знатные мужи Семен, и Максим, и Никита Строгановы — местных жителей и пришлых наемных двести десять человек, — вечный покой! А всего их на том ратоборстве было 540 человек. Кто же не удивится, кто же не восславит щедрого дарителя, всемилостивого Бога, даровавшего такому малому отряду победить нечестивых супостатов и такое огромное царство, и привольную и богатую землю покорить, а гордых свирепых людей в ней усмирить.

      Так, собратья, закончилась эта удивительная история во славу Божию, а читающим - на пользу: состарившимся людям — на смирение, молодым людям для просвещения и поощрения, высказывающим благоразумие — для размышления, воинам — на подвиг.

      О древних — в память!

      Вслед за этим снова возгласим: «Ермаку Тимофеевичу вечная память и вечный покой да будут!» Аминь!

вверх

О первом архиепископе в городе Тобольске и об установлении вечного поминовения казаков

      В 1621 году появился в Сибири, в городе Тобольске, первый архиепископ Киприан и, управляя престолом Сибирской митрополии, начал церкви Божие строить и монастыри сооружать, как и подобает во славу Божию. Он то и начал расспрашивать знающих людей, не забывших о тех волжских атаманах и казаках, Ермаке Тимофееве с соратниками, — откуда и как в Сибирь пришли и как вольной поступью всю Сибирскую землю прошли, мужественно сражались и побеждали, и где какие, и в каком из боев, и с каким атаманом, и кто поименно убиты были.

      И, узнав обо всем доподлинно, приказал создать синодик и имена их с другими православными христианами, пострадавшими за святую Божию христианскую веру, в тот синодик вписать без отступления, также и в святой Великий пост, в неделю Православия, в соборной и апостольской церкви по Чину, после поминовения благочестивых царей, и великих князей, и святейших патриархов, преосвященных митрополитов, и архиепископов, и епископов, и всего священного собор а, князей, и бояр, и всего христолюбивого воинства и провозглашения (им) вечной памяти, и тому храброму воину, Ермаку Тимофееву и с соратниками, указал архидьякону возглашать на амвоне вечную память.

      Вслед за этим и мы возгласим: да будет им во Христе вечная память, вечная память, вечная память!

      Конец списку и Богу слава. Аминь.

Опубликовано: Летописи сибирские. /Сост. Е. И. Дергачева-Скоп. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. - С. 105-190.


к началу страницы на главную к разделу Законодательные акты



Хостинг от uCoz